Разграничение государственной собственности на землю

разграничение государственной собственности на землю

После распада СССР в нашей стране начали проводиться экономические реформы, затронувшие вопросы правообладания земельными ресурсами. При этом разграничение государственной собственности на землю регулярно вызывало определенные затруднения, поскольку до этого она считалась единственно возможной формой обладания земельными ресурсами. Именно из этого строились теоретические и законодательные основы земельного права, закрепившего данный ресурс за государством и признавшего его неделимым.

С появлением частной собственности земля была поделена на следующие категории, исходя из имеющегося на нее права:

  • федеральная;
  • субъектов РФ;
  • муниципальная.

При этом указанное разграничение государственной собственности на землю потребовало пересмотра действующего в данной сфере законодательства. Отсутствие соответствующего опыта превратило указанный процесс в сложную процедуру, состоящую из последовательности:

  • совершения пробного шага;
  • оценки достигнутого результата;
  • принятия или отказа от соответствующего решения.

Именно историческими особенностями России, которая всегда являлась унитарным государством под руководством князя, царя или вождя, специалисты объясняют сложности происходящего реформирования в сфере земельных отношений. Земля всегда находилась в собственности государства, какой бы формой не было его управление. Иногда земли отчуждались отдельным учреждениям или должностным лицам, однако все равно находились под государственным контролем и в любой момент могли быть возвращены. Даже находясь в собственности у частного лица или монастыря, земельные ресурсы по умолчанию относились к недрам всей страны.

Такой подход особо не требовал наличия земельного права, а все спорные вопросы разрешались в рамках гражданского судопроизводства. Только с образованием СССР и формированием коллективной собственности приступили к разработке земельного права, которое использовало соответствующий для государственного строя подход. Однако ни опыт Российской Империи, ни управление землей в СССР не могли подойти современной России. Необходимо было искать собственный путь.

Осуществляя разграничение государственной собственности на землю, российские власти изначально показали, что данный ресурс не считается бесхозным. Он принадлежит всей стране, несмотря на отсутствие конкретного субъекта, за которым официально закреплен. И только после осознания данного факта, а также создания надлежащей законодательной базы, отдельные участки земли можно было передавать в частную собственность. При этом данный процесс регулируется субъектами федерации самостоятельно, на основе базовых государственных подходов к данному вопросу.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.